Интервью с автором шуток для КВН Игорем Шаровым

В КАЖДОЙ ШУТКЕ — ДОЛЯ

Кто придумывает для веселых и находчивых?
(NovayaGazeta.Ru #27 April 19, 2004)

Впервые в истории постсоветской России интервью прессе дает представитель одной из самых закрытых профессий — автор шуток для КВН Игорь ШАРОВ

— Игорь, вопрос, который волнует всех: кто пишет шутки для КВН? Не сами же кавээнщики, в конце концов!..
— Конечно. Это раньше в КВН играли настоящие студенты, которые сами писали шутки, сами их исполняли. Капиталистическое время требует ухода от дилетантизма и пришествия профессионализма, то есть разделения труда, которое естественным образом и произошло лет десять назад. Теперь есть артисты на сцене и есть авторы, пишущие им тексты. Команда нанимает автора, причем условия найма могут быть разные. Могут купить одну шутку. Могут купить номер. Наконец, автор может участвовать в мозговом штурме… Сейчас Масляков запретил командам использовать сторонних авторов. То есть автор должен быть членом команды. Это не значит, что он обязан выходить на сцену, это значит, что он не должен работать на другие команды.

— А почему Масляков запретил привлекать сторонних авторов?
— Просто возникла ситуация, когда более сильные команды перекупали шутки у авторов, работавших на провинциальные команды. Провинциальные авторы, не стесняясь, перепродавали свои шутки в «большой КВН», а потом на сцене начались пересечения… А это уже не смешно. Пусть лучше больше шуток придумывают, а не меняются шутками, чтобы победить в той или иной лиге, решил Масляков. Правильно решил.

— Слова о специализации относятся и к актерам? Насколько я понимаю, на сцене уже давно не выступают настоящие студенческие команды. Это уже профессия такая — кавээнщик?
— Если команда, помимо КВН, все остальное время занимается гастролями и выступлениями на сцене, это, конечно, можно назвать профессиональной деятельностью.

— И где у ребят лежат трудовые книжки?
— Кто где пристроит. Если разрешает тебе начальник не ходить на работу, а разъезжать с КВН, хорошо. А если не разрешает, нужно искать другого начальника. А зачем вообще нужна трудовая книжка?..

— Не знаю. Традиция… А с точки зрения профессионализма, что есть КВН для автора — вершина карьеры или ее начало?
— КВН — хорошая площадка для начинающих. Жанр малых форм. Потом, поднатаскавшись и набив руку, можно переходить на работу с эстрадой, что считается более престижным и профессиональным для юмориста. Лично я сейчас уже поднялся от КВН к написанию сценариев к телевизионным сериалам.

— А сколько стоит одна шутка в КВН?
— Точные расценки нужно узнать у директоров команд, которые занимаются финансовыми вопросами. Но в мою бытность одну хорошую шутку можно было продать команде за 50 долларов. Сейчас, думаю, расценки упали.
— Юмор девальвировался?
— Нет, просто команды переходят на услуги провинциальных авторов, которым можно платить меньше… Но если плотно работаешь с командой, можно заработать в районе тысячи долларов за месяц.
— Разве можно «придумать шутку» заранее? Ведь шутки должны быть тематическими, то есть существовать в рамках конкурса.
— Да ну, если рука набита, любую шутку можно привязать к конкурсу, к теме. Нет проблем.

— Не представляю, как можно сесть за стол с целью «написать смешную шутку»?
— Это сложно сказать. Поначалу авторы как-то пытаются шутить, наблюдая за реакцией людей на то, что они нашучивают, и постепенно-постепенно научаются выдавать то, над чем публика будет гарантированно смеяться.

— А на какие деньги вообще существует команда? Сколько стоит выступить в финале?
— О, даже не все члены команды это знают! Это вопрос к директору команды и к спонсорам. Но спонсор тоже не бездонная бочка. Обогатиться на нем актерам невозможно. Спонсор дает ровно столько, сколько нужно, чтобы актеры жили, передвигались, получали нормальную зарплату. Зато члены команды еще зарабатывают деньги от чеса. Я участвовал в этом чесе и скажу, что мы очень неплохо с него жили… А ушел я только потому, что КВН — не вершина карьеры для автора. Вот к вершине я и пошел.

— Сценаристом на телевидение?
— Не-ет, не-ет… Работа сценариста на телевидении — это низкий уровень. Если ты кавээнщик и вдруг пошел работать сценаристом на телевидение, то есть писать сценарии к разным ток-шоу, программам всяким… то это значит, что ты вырос лишь на полдюйма. Сценарии к телепрограммам — некий типовой шаблон, который нужно каждую неделю заполнять, немного меняя слова — фамилии, темы, текст героя… Настоящий автор должен писать книги или писать кино. Вот к этому нужно стремиться, это и есть вершина.
Сейчас мы с группой авторов — нас пять человек — пишем сценарий сериала для Первого канала, называется «Ундина-2». Первый сериал «Ундина» прошел летом и имел наивысший рейтинг. Поэтому канал решил снимать «Ундину-2».

— Вернемся к КВН. Сколько авторов в одной команде?
— От двух до десяти. Это если команда часто играет. В сезоне ведь перерывы между играми небольшие — нужно накопить новых шуток.

— Есть ли в КВН цензура?
— Как везде на телевидении. Только у нас она не политическая. Вкусовая. Скажем, шутить про войну в Ираке «невкусно». Или — хорошо ли шутить про Ходорковского? Этично ли?

— А про Путина?
— Можно. Ведь если про человека шутят, значит, признают его силу, это не обидно. Про Путина в КВН постоянно шутят.

Александр НИКОНОВ.

© 2024 KBH NYU