Contact Us:
  admin@KBHNYU.com

Search for:

АНЕКДОТ ДНЯ




Про судейство в КаВН можно писать по разному. Можно просто ограничится фразой типа "жюри на мыло" и оставить эту тему в покое. Всем и так всё понятно. Можно попробовать написать обо всём со своей точки зрения, что будет субьективным мнением и скорее всего придет к тому же заключению. Ну и наконец можно попытаться набросить какие то штрихи, описать изменения которые произошли за годы, оставив личные обиды позади. Я попробую взять за основу последний вариант, ну а зрителю уже решать что из этого вышло.

На первых порах в нашей лиге на жюри команды особо не обращали внимания. Первые игры были товарищескими, это потом из них сделали чемпионат. Так что командам важнее был сам процесс, нежели результат. Конечно кое-что не нравилось, что-то казалось странным. Скажем, на первой игре NYU - МИТ, в Нью Йорке, из 6 приглашенных членов жюри пришло 3. Не весьма уважительное отношение, не так ли? А спустя день, в Бостоне, зрители освистывали оценки Бостонского жюри. Странным казалось и то, что Игорь Цукров, член жюри, будет на глазах Нью-Йоркской команды руководить генеральной репетицией команды МИТ. Впрочем это будет не единственный раз. И если в Нью-Йорке NYU победила с разрывом в около 30 баллов, то в Бостоне МИТ опередило их баллов на 5. Родные стены помогают, вот и всё обьяснение. Именно на той игре Нью-Йорк впервые лицезрел Цукрова, Дорфмана, Шафиро, Блиндера - люди, кто впоследствии будут одними из главных в судейской коллегии первые пару сезонов. Вообще, противостояние Нью-Йорк - Бостон станет просто легендарным в истории нашей лиги, а судейство на этих играх войдет в "народный фольклор".

На западном побережье тоже были свои инциденты. Первое время запад представляли две команды - Беркли и Сан Франциско, которые играли между собой несколько раз. Других соперников рядом не было. Говорятб что команды в то время недолюбливали друг друга и порой отношения были типа Бостон - Нью-Йорк. А на одной из игр, вернее после её окончания, представитель команды Беркли ударил по лицу одного из членов жюри!

Тем не менее, первое серьёзное изменение в судейской системе произошло после игры двух местных, бостонских, команд. В январе 1996 года команды МИТ и Брандайза встретились в очном поединке, естественно в Бостоне. К слову, это была первая игра команды Брандайз и четвертая игра МИТ. В жюри сидели представители Бостона. Игра была интересной и напряженной. До последнего конкурса Брандайз опережал МИТ на пару баллов, точно не помню. Домашнее задание Брандайза было очень хорошим, у МИТ немного послабее. Зрители ждали финальных оценок в предвкушении победы дебютантов. Когда жюри подняло оценки за домашку Брандайза, то зал пришел в легкое недоумение. Дело в том, что почти все члены жюри поставили 7, а один 2! Тот же член жюри поставил МИТ 7, когда его коллеги ставили 5 и 6. Причем, член жюри выступил и обьяснил свою позицию - мол он режиссер и ему больше по душе стиль МИТ. В результате, Брандайз проиграл на 1 очко в общем зачете! Оно в конце чемпионата будет стоить им одно из призовых мест. В зале конечно творился бардак, зрители чуть не устроили скандал, но результат остался. Не прошло и полгода со старта студенческих игр в Америки, но уже было ясно что систему судейства надо как то менять.

Перемены не заставили себя ждать. Уже на следующей игре, в конце марта 1996 года, в товарищеской игре Нью- Йорк - Бостон, были внесены коррективы. Было решено отбрасывать самую высокую и самую низкую оценку за каждый конкурс. Скажем, если команда получила 7,7,6,4,6,5,6, то одна из семёрок и четверка не будет браться в зачет, а все остальные суммируются. Вроде идея на тот момент показалась разумной, и зрителями была воспринята позитивно. Однако результаты этой серии игр (их было две - в Бостоне и в Нью-Йорке) поставили под сомнение эту поправку. Судите сами, даже с этой коррективой, в Бостоне местная команда выграла где то баллов на 30-40, в Нью-Йорке, NYU (именно они по сути дела и представляли город) выигрывает на 3 балла. Да, были изменения в тексте, NYU переделало капитанку, разминки были разные, но и это не обьясняет такую разницу в судействе. В Бостоне зрители считали, что Нью-Йорку местами недодали очков, в Нью-Йорке зрители предпочли бы ничью. Было ясно что "аномалии" в жюри не единичный случай а больше коллективный подход представителей одного города против команды другого. Нужны были дополнительные меры.

Их внесли на финальной игре 1996 года. Дело в том что играли 3 команды, две из Бостона и NYU. Игра была одна в Бостоне и присутствие только Бостонских членов жюри было бы не совсем справедливо, учитывая результаты предыдущих игр NYU в Бостоне. Было принято "Соломоново" решение - пригласить в жюри людей из разных городов, включая конечно Бостон и Нью-Йорк. Из 7 членов жюри в той игре 3 были из Бостона, Попелюхин из Род Айленда, Семён Лившин из Сан Диего, а Николай Галкин и Слава Познянский из Нью-Йорка. Результат игры - Нью-Йорк победил, такого результата никто не ожидал, включая победителей. После были очередные разговоры о предвзятом отношении отдельных членов жюри, NYU с еще болей опаской стали присматриваться к Бостонским судьям, а Слава Познянский на некоторое время потерял прописку в жюри на игры с участием Бостонских команд.

Сезон 1997-98, первый всеамериканский чемпионат. Александр Дорфман был выбран председателем жюри, по сути дела получив полномочия выбирать членов жюри на все игры. Команды представляли свой список из 5-6 членов жюри, Александр Дорфман формировал из этих списков состав жюри, порой вносив свои кандидатуры. В то же время появилось правило на вето определенных членов жюри. Каждая команда имела право поставить вето на 2 членов жюри предложенных соперниками. Замечу, что всё руководство лиги было представлено Бостоном - от президента лиги до председателя жюри.

Сезон проверил на прочность и эту систему. Однако почти в каждой игре возникали казусы, инциденты, конфронтации между болельщиками и жюри. Скажем на первой же игре чемпионата между Университетом "NorthEastern" и Бостонским Университетом после одного из конкурсов, кажется разминки, один из членов жюри сказал ну просто гениальную фразу - "К сожалению в этом конкурсе победила команда "NorthEastern"! На повторной игре между "Ladies of New York", Гарвардом и "Новыми Англичанами" в жюри сидел Игорь Кнеллер, автор команды "Ladies of New York". Ходили слухи что на играх с участием команды Беркли в жюри сидели чуть ли не родственники ребят из этой команды! Также ходили слухи, что Александр Дорфман всеми путями пытался преградить путь команде NYU к чемпионскому званию, выбрав для этой цели Гарвард. Действительно, на первом плане по прежнему находились игры между Нью Йорком и Бостоном. Скажем, полуфинальная игра между NYU и Гарвардом была настолько важна для обеих команд, что вопрос о судьях поднимался почти каждый день в переписках между командами и руководителями лиги. Изменения в списках жюри происходили чуть ли не каждый день, последнее изменение произошло за день до игры, после двух часовых дебатов между NYU и Александром Дорфманом! В общем, много чего было.

Кстати, именно в том сезоне на одной из игр, утешительной, была уникальная система судейства. Вместо обычных оценок, члены жюри ставили команды в порядке возрастания, 4 - самой сильной команде в данном конкурсе, 3 - команде чуть по слабее и тд. Эти баллы суммировались и определялся итог игры. Играло 4 команды, победила команда из Чикаго, немного опередив команду из Сан Франциско. Хотя, будь в той игре обыкновенная система, результат мог бы быть и иной. Как мне кажется, эти две команды были очень близки по силам, но жюри не могло давать равные оценки.

О финале того сезона, как впрочем о финале следующего уже было упомянуто в предыдущих статьях. Действительно, те две игры стали пожалуй самыми скандальными за все годы. Полярные оценки жюри (кто то ставит 4, кто то 7), странные комментарии, давление на жюри со стороны представителей команд, ну и конечно свист и выкрики из зала. Казалось что та негативная энергия зала по отношению к жюри скапливалась по ходу сезона и достигала апогея на финалах года.

Та же неразбериха творилась и во втором чемпионате. К списку городов, где проходили игры, добавился город Чикаго, где судьи тоже решили не уступать коллегам из других городов. К примеру, вот вам оценки за приветствие одной иногородней команды на игре в Чикаго - 3,2,2,3,5,5,3. Причем две пятерки поставлены судьями не из Чикаго, Дорфман (Бостон) и Сычев (Нью Йорк). К слову, зрители тоже не пропустили такое мимо ушей и не поленились выплеснуть свои эмоции в форме выкриков и гула.

Кстати, о зрителях. Несомненно на каждой игре присутствуют болельщики играющих команд, которые всеми усилиями пытаются поддержать их. Но вот что странно, зачастую зрители поддерживают иногородние команды, если по их мнению жюри ставит им несправедливо низкие оценки. Таких примеров много, поэтому высказывания типа "болельщики любым путём будут оказывать давление на жюри" не совсем верно.

Со временем, а порой и с горьким опытом, команды стали более внимательней и решительней по отношению к выбору судей. Не раз представители команд писали свои пожелания, требования, иногда и ультиматумы руководству лиги. Редко когда это помогало и инцидентов меньше не стало.

Последней каплей стало судейство в утешительной игре сезона 2000-01. В той игре начало играть 4 команды, а закончило игру три. После трех конкурсов команда Сан Франциско обьявило об отказе продолжать игру. По их мнению, жюри явно занижало им оценки. Дальше слова очевидца той игры, журналиста Якова Бороховича -"Дима (капитан СФ) подошёл к микрофону и довольно спокойно сказал, что команда "Ирония Судьбы" больше игру не продолжает. После этих слов зал вообще взорвался. Но крик, свист и топот, при этом, выражали однозначную поддержку решения капитана из Сан-Франциско....Растерялся ведущий - Игорь Цукров. Что-то мямлили виновники торжества - члены жюри. Тем не менее, как-то добрались до конца. И даже "Ирония Судьбы" ещё раз появилась на сцене. Они попросили разрешения спеть только одну песню из своего музыкального конкурса. И тут ещё раз произошло нечто небывалое. Весь зал встал. И начал им бешенно аплодировать. Они не могли начать петь наверное минут пять, овации и выкрики одобрения продолжались всё это время. Но потом они всё же спели свою песню и спели её хорошо." Вот так вот Бостонский зал был на стороне команды из Сан Франциско. Команда не имевшая шансы на удачу стала победителем игры в глазах зрителей. Отрыв Бостонского Университета баллов на 30 от второго места отошел на то же место. Было ясно, что долго такая система судейства, с таким руководством не продержится.

Именно этот инцидент стал решающим в смене руководства лиги. Игорь Цукров и Александр Дорфман обьявили о своём уходе со своих позиций президента и председателя жюри сразу же после финальной игры того года. К чести надо отметить что та финальная игра прошла на удивление спокойно в отличие от предыдущих финалов. Жюри, немного обновлённое, постаралось на совесть и чемпионом в третий раз подряд стала Бостонская команда.

В лиге на несколько месяцев воцарился хаос. Всё лето 2000 года команды тщётно пытались придти к общему знаменателю, восстановить лигу и начать новый чемпионат. Были назначены выборы на пост президента лиги, куда чуть ли не в последний момент подключился Евгений Каминский, который и победил.

С приходом нового президента, Евгения Каминского, система судейства потерпела очередные, на этот раз серьезные изменения. На игры стали приглашать людей из разных городов, но при этом пытаясь иметь ветеранский "костяк" судейской бригады на каждой игре. Ими стали Слава Познянский, Юра Сычев, Эдуард Каменецкий, Семён Лившин, Игорь Цукров и пожалуй Юра Макаров. Если раньше на игре в Чикаго из 7 членов жюри, 5 были местные, то теперь меньше половины были из Чикаго а остальные с других городов.

Кроме того, на игры стали приглашаться опытные КВНщики игравшие в высшей лиге АМИКа. Ими естественно стали ребята из "Старой Артели" - Игорь Николаев, Николай Перч, Игорь Дащенко и Виктор Гендельман. Так как первые двое по совместительству еще и редакторы лиги, то они больше занимались редакторской работой над текстом до игры, нежели ставили оценки на играх. На играх на западном побережье пару раз в жюри были замечены ребята из команды "Новые Армяне".

Также стали приглашаться известные журналисты, телеведущии, артисты театра и кино, то есть люди имеющие какое то отношение к искусству или шоу бизнесу. Конечно же не забывали и ветеранов КВН 60-70 годов, почти на каждой игре есть минимум один представитель "старой гвардии" КВН. В общем была набрана достаточно большая группа людей, которая позволяла на разные игры иметь разный состав в жюри, вне зависимости от местопроведения игр. Большинство из них не имели отношения к лиге КаВН, что делало их предпочтение или подсужевание какой либо команде менее вероятным. Вето на членов жюри было отменено, решения президента по поводу судей были финальными. Это конечно не сделало систему безукаризненной, но кое какие позитивные результаты были достигнуты. По крайней мере больших скандалов по поводу судейства за последние пару лет стало меньше.

Еще одним новшеством стало применение половины балла в оценках. Если раньше оценки могли быть лишь скажем 3,4,5, то с сезона 2001 года жюри получила право ставить уже 3+, 4+ или 5+, что соответствует 3.5, 4.5, 5.5 в общем зачёте. Идея сама по себе была не новой, она была позаимствована у лиги КВН Израиля, если я не ошибаюсь. Идея привилась неплохо, игры стали немного интереснее, так как счет при игре равных соперников стал немного равнее. Появился и компьютер, который подсчитывал средние баллы. Правда, иногда и здесь происходили казусы. Например на первой игре сезона 2001-02 команда NYU, по итогам игры, переиграла "Пляжный Сезон" на .25 балла. Однако после игры, при более детальном осмотре оценок, стало очевидно что была допущена ошибка и игра закончилась в ничью. Таким образом две команды из этой игры выходили в полуфинал, вместо одной. Формулу чемпионата нужно было менять после первой же игры.

С полуфиналов 2003 года был введён лимит времени на выступление команды в данном конкурсе. Жюри стало наказывать команды за превышение лимита времени. До конца эта система еще не совсем выработана, в смысле, на сколько наказывать и как часто, но думаю со следующего сезона будет внесён строгий регламент. Так что впереди у нас еще кое какие изменения и есть еще над чем подумать. Скажем, очень редко на играх КаВН члены жюри высказываются по поводу выступления команд. Первые годы, так вообще зачастую просто ставили оценки без комментариев. Теперь есть пару высказываний там и сям, но было бы неплохо если бы оценки жюри сопровождались бы и словами жюри, а не только выкриками из зала. Хотя если честно, как я понял за почти 10 лет играя в КВН, неизменным остаётся одно - свист в зале после оценок жюри.
(Продолжение следует)

Роман Юсупов

Обсудить статью в гостевой

Перейти к статьям 1 - 2 - 3 - 4 - 5




Copiright © 2002-2011. KBH NYU.
Powered by Edward Web Design Company (New York)