Долгий путь к победе.

1. Как всё начиналось.

Ведущий финальной игры этого года, Евгений Каминский, прямо на сцене начал выяснять, когда и как начался студенческий КВН Америки. Или КаВН. Ну что ж, я помню, когда и где это случилось. По случаю очередного финала, попробую изложить кратко фрагменты истории...

До 1995-го года в Америке прошло несколько игр КВН. Но, на самом деле, это были не игры, это были концерты. В них принимали участие ветераны движения КВН со всего мира. И из СНГ и из Израиля и из Германии и из Америки. А средний возраст игроков зашкаливал хорошо за 40. Но настоящие состязания, состязания студенческих команд начались именно в 95-ом.
А первая команда родилась осенью 94-го. У КаВНа есть, как и полагается ребёнку в нормальной семье, и отец и мать. Родителями его были супруги Старосельские, Саша и Света, тьюторы Русского Дома MIT.(Массачусеттского Технологического Института)
Именно они поздней осенью 94-го, построили своих буйных подопечных в команду. Как им это удалось, ведь они имели дело с теми ещё детками, сплошь вундеркиндами, знает только Бог и они сами. Потом Старосельские позвали на бой традиционных соперников MIT на земле, в небесах, и на море- грамотеев из Гарварда. (В Бостоне шутят, что в Гарварде, как правило, все умеют писать, зато в MIT- считать). И 18 марта 1995 года грянул бой. Это и была первая календарная игра КаВН.
Ведущим игры был отец-основатель, Саша Старосельский. Он же был ведущим ещё нескольких игр в том году. На сайте Американской Лиги КаВН, КаBH.org почему-то в качестве отцов-основателей фигурируют Александр Дорфман и Игорь Цукров.
Ну что ж, и оба основателя по версии KaBH.org внесли большой вклад в дело КаВН.
Большой и тяжёлый. Может быть, если бы они внесли этого вклада чуть поменьше, то ребёнку было бы легче подрастать?
Впрочем, вопрос спорный, не будем в него углубляться.
Но бесспорным является тот медицинский факт, что и Цукрова и Дорфмана позвали на КаВН именно Саша и Света. Но, в конце концов, дальше случилось то, что вы знаете по другим подобным историям, Старосельских оттеснили и почти мгновенно забыли. Уже на финале 96-го года, его ведущий, Ефим Аглицкий, раздавая реверансы всем уважаемым людям, ни слова не сказал про Сашу и Свету. Их из списка уважаемых вычеркнули. Вычеркнули навсегда. Помню как вышел на улицу сразу после этой игры. Саша и Света стояли в стороне. Одни, к ним никто не подходил. Когда к ним подошёл я, увидел слёзы в их глазах. Наверное, это были слёзы радости за их ребёнка, так стремительно подросшего за год с небольшим.

2. Как начинался Брандайс.

Семь лет назад, осенью 1995-го года, во время игры MIT - NYU на сцену вышли трое.
Они в тот вечер не играли ни за одну из команд. Они были из Брандайса. И просто спели песню.
Как раз, об этом. О том, что они - из Брандайса. Пели на мотив ''Весеннего Танго'' Никитиных.
(Помните? ''И это время называется весна''.)

Есть в мире место,
Где студенты отдыхают.
И это место называется ''Брандайс''!


Эти трое просто спели такую песню, но эта просто спетая песня вызвала бурю. Зал обрушился на них взрывом аплодисментов и криками ''Браво''. Сами выступавшие команды были одной этой песней отодвинуты в тень. Все, кто выходил из зала после игры, со счастливо-дурацкими физиономиями пели песню Брандайса. Троих, которые смогли так спеть звали:

Елена Клейнер, Даня Либерзон и Гриша Романовский.

Двое были отцами-основателями новой команды.
Ну а Лена, соответственно, матерью-основательницей.
Потом, когда Брандайс начал играть, всем зрителям того чемпионата стало ясно, что родилась не просто команда, а команда-мечта, dream-team. Именно такой командой был Брандайс образца 1996 года. В течение того, первого сезона, они вытворяли на сцене такое, что, казалось, исход чемпионата полностью ясен: у Брандайса нет достойных соперников. Впрочем, в том первом году за звание чемпиона сражались всего 4 команды, МИТ, Брандайс, Гарвард и NYU.
Финальная игра, по мнению болельшиков Брандайса, была пустой формальностью. Равных им не было. Гарвард и NYU должны были сыграть роль статистов. А чемпионом в том далёком 1996 году должен был стать Брандайс. И фойе и зал Тафтса, где проходила игра, были спошь завешаны огромными плакатами Брандайс - Чемпион! Три четверти зала болели за Брандайс. В силе чудо-команды никто не сомневался.
Оставалось только дождаться конца игры.
Ах, что это была за игра!
Сказать что она была удавшейся, просто ничего не сказать. Все три команды в ней участвующие творили чудеса. Абсолютно фантастически выглядела музыкалка Брандайса.
Кроме великолепного блюза Дани Либерзона, зал был просто потрясён ''Майклом Джексоном'' Лены Клейнер. Чёрной молнией металась Лена сначала по сцене, а потом - по всему залу. Ничего равного по силе ''Майклу Джексону'' ни до, ни после, во всех встречах КаВН никто не показал. Этот шедевр остался непревзойденным.

Музыкалка Гарварда тоже привела зал в восторг. Они спели и сыграли ''ИНТЕРНЕТционал''.
Никогда не забуду Аню, Беллу и Юлю в тельняшках, увешанных дисками. Давида, выкатывающиего монитор на колесиках от пулемёта ''Максим'' и Максима, разбрасывающего листовки с принтера. И их революционно-решительные лица и решительные слова:

Садись, к модему подключённый,
Весь мир компьютерных рабов...


Все три команды отчаянно боролись за победу. И именно в борьбе неожиданно сильнее оказались нью-йоркцы.
Сначала чудо совершил Ян Кашепава. Он начисто переиграл и Гришу Романовского и Лёню Мирного на капитанке.
А потом они так откатали своё домашнее задание с такой уже почти нечеловеческой силой, что потрясли и зал и жюри.
Финальную песню на великую мелодию “I will survive” нью-йоркцы пели почти на уровне Глории Гейнер. Солировала Агнесса Фришберг, она пела не хуже Глории, но другие слова и на русском:

Мы все живём одной мечтой,
Что б собираться иногда и в КВН играть порой.


И вместе с ней пела и вся команда и весь зал. Зал в едином порыве поднялся и грохотал аплодисментами.
За кулисами, Рома Юсупов, от напряжения потерял сознание.
Да, Брандайс, объективно был сильнее. Но NYU оказался сильнее именно в этой игре и именно на её заключительной стадии. Нью-Йоркцы тогда выиграли вполне заслуженно. Брандайс и NYU и после этой игры всё равно остались друзьями.
Хоть и у той и у другой команды что-то надломилось.
Команда NYU так много сил отдала этому финалу, что нервы у ребят и девочек не выдержали. Они... распались после игры.
Аня, Женя и Агнесса ушли и организовали новую команду, которая в будущем стала серебряным призёром чемпионата 1998 года.
Но в последующие годы гегемоном КаВН стала... третья сила, команда Гарварда.
Два раза подряд они становились чемпионами и ушли со сцены непобеждёнными.
Вначале, их попытались остановить на пути к чемпионским медалям именно девочки из Нью-Йорка.
Команда, которую создали Аня Бейдер, Женя Соколовсская и Агнесса Фришберг была названа “Ladies of New York”.
И в чемпионате они один раз сумели выиграть у казалось бы непобедимого Гарварда.
Тем не менее, в финале, Гарвард вырвал окончательную победу.
Ladies of New York были только вторыми.
Брандайса не было на сцене в этом финале. Кроме нью-йоркских девочек и Гарварда, там был будующий чемпион, команда BU и соперники Брандайса по последнему финалу, чикагцы. Правда, та чикагская команда называлась ''Гангстеры'', а не ''Стиляги''. Но... в ней уже тогда играл Рапопорт и ещё несколько игроков финала 2002-го года. Забегая вперёд и отбегая назад, скажу, что тогда, в 1998 году, чикагцы, несмотря на 4-ое место, произвели прекрасное впечатления, чего я не могу сказать о последнем финале. Брандайс тогда до финала не дошёл.
И всё же, команда продолжала упорно бороться.
В следующем году, Брандайс снова в финале. На этот раз, фаворитами были не они, а чемпионы, - Гарвард.
Ну что ж, это, наверное, хорошо. Можно идти вторыми, но на финише порвать ленточку резко вырвавшись из-за спины соперника. Однако, финал 99-го года не принёс победы Брандайсу. Впрочем, победа Гарварда не была столь однозначной. Как и второе место Брандайса. Зал решил по-своему. Бостонские зрители влюбились в новую чудо-команду, команду из Калифорнии, Беркли. Во главе с их капитаном, Анатолием Спитковским. Именно они в этот вечер творили невобразимое. Именно их выступление сопровождалось грохотом аплодисментов. Тем не менее, жюри, во главе с Александром Дорфманом указало калифорнийцам их место. Третье.
В последующие годы в чемпионате КаВН появился новый пассионарный лидер, команда BU. Железная Леди Милена Нестеренко содала новую чудо-команду из весёлой вольницы, каковой была команда BU раньше, до её появления на капитанском мостике.
И у BU почти сразу же появился новый постоянный соперник, ''Олимпик'' из Нью-Йорка.
Брандайс не все эти годы участвовал в чемпионате. В команде прошла смена поколений. Почти все её старые игроки ушли. И вот, в 2002 году, спустя семь лет после начала борьбы за золотые медали, новая чудо-команда, в которой сохранился в качестве реликвии и играющего тренера только капитан того Брандайса-96, Григорий Романовский, давно уже не студент, а процветающий адвокат, пошла на штурм чемпионского титула.
И снова повторилась ситуация 96-го.
Именно Брандайс был фаворитом весь сезон. Они легко переигрывали своих соперников и уверенно шли к финалу. ''Неужели Брандайс на этот раз тоже подстерегает неожиданность?'', думал я.
Так думал не только я, болельшики Брандайса, считали, и не без оснований, что их команде не везёт.
Повезёт ли им в этом финале? Или чикагцы преподнесут сюрприз?

3. Долгий путь к победе.

Семь лет назад, осенью 1995 года родилась команда КВН университета ''Брандайс''.
С тех пор, уровень выступления команды устанавливал планку для других, т.е. был, во многом, эталонным. Но, как это часто бывает, в решающих схватках Брандайсу чуть-чуть не везло. Они до этого года ни разу не были чемпионами Америки.
В команде сменилось поколение игроков: из тех, кто начинал семь лет назад остался только играющий тренер и капитан команды Григорий Романовский. Но новые игроки показывали такой же высокий уровень игры, как и те, кто начинал команду.
И вот, наконец, это случилось. В этом году Брандайс так уверенно отыграл сезон, что не оставил ни малейших шансов соперникам по Американской Лиге.
2 ноябра, команда бостонского университета Брандайс, выиграв финал, стала чемпионом Америки.
И всё же... Почему Брандайсу в очередной раз не повезло вы узнаете ниже.
Но давайте я расскажу о самой игре.
Встречались всего две команды. Команда университета ''Брандайс'' из Бостона.
И команда ''Стиляги из Чикаги''. Стиляги эти - действительно из Чикаго.
Зал был, как всегда в Бостоне - полон.
По неофициальным данным, игру смотрело 1600 человек.
Евгений Каминский, президент Американской Лиги и ведущий, начал с представления многочисленных структур, находящихся в первых рядах.
Их было целых три. Кроме жюри был ещё Великий Народный Хурал капитанов команд и ветеранская комиссия. Каковы были функции ветеранской комиссии, мне до сих пор неясно.
Наверное, просто хотели уважаемых людей, Александра Дорфмана с друзьями и родственниками, посадить в первом ряду. Посадили.
Теперь о жюри.

1. Вениамин Смехов. Каминский назвал его профессором-передвижником. И сказал что Смехов преподаёт в Смит-Колледже. Я не знаю такого колледжа. Но, я вообще много чего не знаю.

2. Потом Ефим Аглицкий. Каминский опять его обозвал профессором. Профессором физики. Что Каминский имел ввиду, мне неизвестно. Насколько мне известно, Аглицкий в списках профессорско-преподавательского состава не значится. Ладно, профессор так профессор.

3. Слава Познянский. Он правильно был назван дантистом. Но не профессром, что меня удивило.

4. Виктор Гендельман. Он из команды “Старая Артель” Тоже не профессор. Но в прошлом состоял в сборной Израиля.

5. Юрий Сычёв. Был представлен Каминским как “Голос Брайтона”. Глушилки на этот “Голос” включать не пришлось. Сычёв наговорился на радио и на этой игре молчал. Этим он очень понравился залу, так как остальные члены жюри любили прокомментировать свои оценки, рассказывая старые анекдоты.

6. Затем был преставлен человек из первой команды Баку, команды Гусмана. Он живёт в Калифорнии. Бизнесмен, президент какой-то компании. Какой, я не запомнил. Зовут его Григорий Ширин. Но... может я неправильно расслышал фамилию, в этом случае извиняюсь перед Григорием не Шириным. А если правильно, тогда не извиняюсь.

7. Седьмым оказался опять же не профессор, а Семён Лившин. Часть зала довольно нервно прореагировалана на появление в жюри Лившина. Эти люди помнили эпизод с шуткой, которая задела нью-йоркские команды.
На этом финале Лившин шутил в том же ключе, но обижал не конкретных пацанов из Нью-Йорка, а отсутствующих в зале родственников любителей мьюзикла “Норд-Ост”. Он храбро сказал, что его дочка занимается в Чикаго и храбро предлагал её взять в заложницы, из-за его неудовлетворительной реакции на игру “Стиляг” в одном из конкурсов.
Вот такое было жюри.

Тема игры: “Границы и пределы.”
Первыми приветствие откатали “Стиляги”. Откатали прилично.
Их фишкой был секс по телефону.
Главной повторяемой фразой приветствия была фраза:

“И вот я растегиваю пуговичку...”,

- в зависимости от контекста повторяемая или действительно красивой девушкой с наушниками у аппаратуры, или попавшими в сюжет приветствия мужчинами.
Один из клиентов чикагской сексуальной телефонистки попросил её:

- Девочки, перезвоните, если не облом, а то к вам звонить дорого.

В конце приветствия танцевал кордебалет команды. Девочки танцевали хорошо, старались. Мне понравилось. Мне вообще нравится, когда на сцене легко и игриво двигаются девочки моложе 50-ти лет. Чикагские девочки были существенно моложе.

Приветствие Брандайза в связи с темой игры началось с пограничного наряда.
Был так же пограничный столб. Ну и они старались держать границу на замке.
Но... в конце концов выяснилось что:

- Они не пропускали нарушителей ни с той ни с другой стороны.
- Они забыли какую сторону охраняют!


Потом бостонцы исполнили любимую народом и мною, в том числе, народную песню “Тула ла, Тулу ла” из народного фильма “Брат-2”, где её поёт народная любимица Юля Чичерина.
Не дочка, не внучка и даже не правнучка Наркоминдел.
В приветствии бостонцы начали печально шутить о печальной участи безработных программистов. Эту “радость со слезами на глазах” бостонцы продолжали всю игру.
Но в приветствии на эту тему наиболее запоминающимся пассажем Брандайcа была идея о том, что:

безработных программистов на курсах переквалификации переучивают в биологов. И теперь безработных программистов, соответственно, стало меньше, зато безработных биологов, - больше.

Затем, через безработных биологов Брандайз приступил к биологическим опытам. Несколько раз они рассказывали о скрешивании тараканов.
В один из таких рассказов, они сообщили следующее:

Продолжаются работы по скрешиванию рыжих и чёрных тараканов.
Рыжие - молчат, а ЧЁРНЫЕ опять недовольны.


Да, не сильно политкорректны авторы Бостонской команды.

Чикаго за приветствие получил 5 баллов.
Брандайс - 6.

Зал такими оценками не возмущался.

Счётчиком у Каминского работала веб-мастерица сайта Американской Лиги KBH.org, моя старая виртуальная подруга Амазонка. Её рыжие кудри примелькались, но, в отличие от Шуры Балаганова, бить её никто не собирался. Девушка всё-таки. Да и не за что. Пока.

Разминка.
Прошла слабо.
И вопросы были не очень удачные и ответы - такие же.
Чикагцы отвечали совершенно беспомощно на вопросы Брандайса.
Брандайс - чуть удачнее. Хоть достаточно прямолинейно.
На вопрос чикагцев:
- Говорят у Билла Гейтса финансовые проблемы?
Брандайс ответил:
- Да. Ему некуда девать деньги.
Оригинальный ответ чикагцев был настолько хуже, что я его не запомнил.
Впрочем, зал хорошо принял подготовленный чикагцами ответ на свой же вопрос про Статую Свободы в Израиле:

Стоит статУя
В руке - граната.
На ней табличка:
“Для Арафата.”


Что поделаешь, военно-патриотические шутки нам всем по душе, независимо от их качества.
Время такое. Ком а гер, а ля ком а гер. Так что ли пел Атос в исполнении члена жюри финала?
Выиграл разминку Брандайс. Но максимальные оценки за разминку могли быть 6.5 балла.
Итог конкурса при этом был: 5.5 - 5.1 в пользу Брандайса.
Т.е. и Брандайс не дотянул целый бал до высшей оценки.

Следующий конкурс я называю обычно БРИЗом, и не только я. Но... молодое поколение КаВНщиков, понятия не имеет об этом названии и не знает этой аббревиатуры. (Бюро Рационализаторов и Изобретателей)
Поэтому, просто объясню, что надо было используя что-то, сделать или сочинить что-то. Т.е. это такой традиционный конкурс. Назывался он ''Нам нет преград''.
Брандайсу надо было преодолеть скорость света используя песню ''Поле, русское поле.''
А чикагцам, надо было использовать песню ''В лесу родилась елочка'' и добиться температуры ниже абсолютного нуля.
Вот с этого конкурса и началось невезение Брандайса, о котором я написал вначале второй части моего опуса. Невезение заключалось в том, что соперник вышел из игры намного раньше, чем игра закончилась. Чикагская комада перестала оказывать сопротивление. Брандайс остался на сцене практически один.
То, что делали чикагцы в этом конкурсе было больно и обидно смотреть. Жуть и мрак.
Беспросветный. И рассказывать не хочется.
Впрочем, уровень того, что произносили чикагцы может быть хорошо продемонстрирован одной из их фраз:

- Слоны, не козлы, у них есть портянки.

Вот на уровне портянок и шёл весь текст чикагцев в этом конкурсе.

Брандайс показывал не ахти что, но один раз зал сильно оживился.
в этом конкурсе. Песню ''Поле, русское поле'' пел афро-американец(нет, скорее всего, афро-русский):
С такими словами:

Здравствуй русское поле,
Я твой очень чёрный рожь.


Залу понравилось, народ смеялся, я - тоже.
Брандайс, правда, меня больше всего потряс в этом конкурсе своими познаниями в физике.
Они выволокли на сцену ограничительный знак: Speed Limit 300.000 км/час.
Кто же им сказал, что надо в час, а не в секунду, как в физике?
Наверное, арабы. Вот такие мы, евреи, доверчивые.

Следующий конкурс был антикварным. Конкурс художников.
От него отказались ещё в шестидесятых. И никогда не проводили все последующие годы.
Он не очень зрелищный и забирает много времени. Наверное поэтому КВН его давно потерял.
КВН потерял, а Александр Дорфман снова нашёл. Саша был художником Сборной Одессы середины шестидесятых и ему очень хотелось чтобы его конкурс восстановили.
А если Дорфман говорит: ''Рисуйте'',- неудобно отказывать. Так и появился на американской сцене давно и прочно забытый конкурс. И появился он, оказывается, к радости чикагской команды.
Потому что они этот конкурс выиграли. Выиграли чисто. Они пририсовали к картине ''Неравный Брак'' довольно похожую коляску.
И закончили эту историю довольно смешно:

И с алиментами была плутовка такова.

Брандайс всего лишь написал на картине Перова “Охотники на привале”' www.ohota.com
Ничего не нарисовав. Проиграли заслуженно.
Счёт этого конкурса
5.0 - 4.4 в пользу Чикаго.

Потом был капитанский конкурс.
По-моему, он оказался самым интересным. Потому что Романовский написал и прочёл фантастически смешной текст. Этот текст был дневником Джоржа Буша, Джуниора.
Зал рыдал от смеха. Там была фишка с послом Ирака, который никак не уходит, даже когда Буш его велит отправить в Ирак. Не уходит этот посол и во время исполнения Бушем супружеских обязанностей, которые длятся ровно минуту. Кроме интимных подробностей жизни президента, посол Ирака присутствует на всех сверхсекретных совещаниях и с ним ничего поделать нельзя.
Ну в общем, этот дневник надо было видеть и слышать. Это был пик веселья за всю игру.
Саша Рапопорт читал совершенно невобразимую пошлятину абсолютно не смешную.
Используя Ромео, Джульетту и Занавес в качестве игрового элемента. Наверное, Театром на Таганке им этот занавес навеяло. Лучше бы не навевало. Слушать это было невозможно.
Т.е.,чикагская команда не просто проиграла конкурс, а провалила его.
Не понимаю. Александр Рапопорт не новичок на КаВНовской сцене.
Я помню его великолепные выступления.
Что с ним случилось в этой игре. Как и с его командой? Не понимаю.
Романовский безусловно выиграл. Как выяснилось, со счётом 5 : 4.
Этот разрыв в один балл абсолютно справедлив.
Ну и,наконец, домашнее задание. Опять же повторилась картина других конкурсов, которые чикагская команда провалила. Про домашнее задание чикагцев, просто нечего вспомнить.
Зато домашка Брандайса была великолепной. И была великолепной уже не только как КаВН, но и как театральное красочное зрелище. Брандайс легко показывал, что смеха можно добиваться не только словом.
Но и жестом и танцем и костюмами. Всё работало на успех в этом домашнем задании.
Хоть, по-моему, совершенно гениальным был танец маленьких CEO.
Только танцем, только его движениями, танцоры Брандайса передали скандалы с руководством Энрона, Worldcom и прoчми ворами и мошенниками большого бизнеса.
В общем, Брандайс был крут.
Это было едва ли не лучшее домашнее задание за всю историю команды. Если бы у них был соперник...
Увы, соперника не было. Они были одиноки на сцене.... Не повезло.

4. Что дальше?

Несколько грустных слов. Это первый финал КаВН, где не было борьбы.
Где игра шла в одни ворота. Где чикагцы просто не были готовы.
Их потенциальные возможности намного выше, мы видели их совсем другими.
Что это всё значит?
Неужели кризис всего движения?
Неужели ведущие команды просто больше не хотят играть по-настоящему. И по-настоящему выкладываться?
Настоящий КаВН интересен только настоящей борьбой, а не её имитацией.
Будем надеятся что в будущем сезоне страсти снова закипят. И люди пойдут на сцену играть, а не отбывать номер.
Иначе....
Сначала уйдут зрители. А потом исчезнут и команды. Не хотелось бы.